Дополнительное образование

Marhi

Найти курс

Выбрать курс


Эрнст Михайлович Климов

Эрнст Михайлович Климов

Заведующий кафедрой Рисунка МАРХИ, кандидат архитектуры,профессор

 

Вступительный экзамен по рисунку в архитектурном институте является главным <фильтром>, с большой степенью достоверности отсеивающим всех не готовых или неспособных к началу учебной архитектурной деятельности. В этом его главная задача, так как вся учеба в институте и затем практическая работа архитектора немыслимы без изобразительной стороны процесса. 

Любая мыслительная работа, связанная с образно-художественным осмыслением будущего архитектурного сооружения, с точными инженерными расчетами и со многим другим в конечном итоге неизбежно воплощается в графическую продукцию, именуемую эскизами, чертежами, перспективами и т.п. С помощью этой графической продукции задуманный архитектором проект может быть реализован строительством и предстать перед глазами людей в качестве конкретного сооружения. 

Поэтому главная цель дисциплины <рисунок> в архитектурном вузе, предусмотренная программой обучения, заключается в том, чтобы <развить общую художественную культуру, понимание и умение изображать архитектурные формы и пространство, окружающую среду с натуры и по воображению, выработать важнейшее для архитектора умение свободно и уверенно выражать свою мысль графическими средствами и, совместно с другими дисциплинами, способствовать всесторонне осмысленному решению архитектурно-художественных, технологических и конструктивно-строительных задач>.

Другими словами, на занятиях рисунком студенты осваивают изобразительную грамоту, развивают объемно-пространственное и композиционное мышление, без которых они не могут стать полноценными профессионалами. Диапазон возможностей применения рисунка черезвычайно широк: от простейших графических схем до реалистического отображения самых сложных объектов или нашей фантазии. 

Рисунок, как графический язык, является также средством познания окружающего мира, естественного и искусственного, т.е. созданного руками человека. С помощью рисунка студенты постигают тонкости классической и современной архитектуры, формы живой природы, которые нередко подсказывают человеку новые неожиданные решения, и конечно - самого человека, его внутреннее строение и внешние формы. Это тоже важно для архитектора, так как человек является мерилом всех вещей, и архитектура делается для человека. А фундаментальные критерии красоты, которыми подсознательно руководствуются художники разных видов творчества, заложены природой в пропорциях, формах и конструкциях человека. 

Вступительный экзамен по рисунку состоит из двух частей: 1) рисунок гипсового слепка с классической скульптуры головы человека; 2) композиционное задание.

1. Рисунок гипсовой головы способствует выявлению природных данных абитуриентов к изобразительной деятельности. Голова человека является одним из лучших учебных объектов и, как достаточно сложная трехмерная форма, содержит в себе большие возможности для дальнейшего совершенствования рисовальщика на любом уровне сложности постановки задач. Кроме природных способностей этот экзамен требует от поступающего приобретения в процессе подготовки к учебе в институте специальных знаний и навыков, умения последовательно вести работу по решению таких задач, как правильный выбор размера изображения и грамотное расположение его на листе бумаги определенных размеров, верная передача пропорций, отношений частей к целому, выявление основных конструктивных особенностей модели, прорисовка деталей и передача пластики формы средствами светотени. 

2. Композиционное задание выдается абитуриенту в виде листа бумаги с изображением ряда простых геометрических форм. Каждая дана в двух проекциях: план и фасад, по которым нужно представить себе их трехмерные формы. В задачи экзамена входят: отбор исходных элементов (геометрических форм) из числа предложенных, создание из них на листебумаги пространственной композиции, грамотное построение форм в выбранных ракурсах, увязка предметов в едином пространстве с помощью перспективы и передача глубины пространства графическими средствами. Задание выполняется в линиях или с легкой протушевкой для более наглядной передачи форм и пространства. 
Оба задания выполняются на листах бумаги 40х30 см. карандашом. На рисунок головы отводится 6 часов, на композицию - 4 часа.
Для успешной сдачи этих экзаменов помимо природных способностей абитуриента требуется специальная подготовка (например, на подготовительных курсах института) продолжительностью, как правило, от года до трех лет.

Вашему вниманию предлагается:

1) Пример выполнения задания по рисунку преподавателем кафедры Рисунка МАРХИ Г.Г.Овчаренко. 

2) Пример выполнения задания по композиции слушателем Подготовительных курсов П.И.Поповым.